Представитель Польши при Межгосударственном авиационном комитете (МАК) расследующем причины Смоленской катастрофы, Эдмунд Клих заявил, что если бы на самолете президентского Ту-154 находил
Представитель Польши при Межгосударственном авиационном комитете (МАК) расследующем причины Смоленской катастрофы, Эдмунд Клих заявил, что если бы на самолете президентского Ту-154 находился российский навигатор, катастрофы можно было бы избежать. В эфире телеканала TVN24 полковник Клих заявил, что это Польша отказалась от российского навигатора. На вопрос, было ли такое решение принято 36-ом авиатранспортным полком, Клих ответил положительно, заметив, что это решение было принято из-за того, что экипаж владеет русским языком. Эдмунд Клих подчеркнул, что в гражданской авиации знание языка сертифицируется, но в военной — нет. «Говорят, что Протасюк (пилот разбившегося лайнера) знал русский язык. Но на каком уровне? Я не слышал о каком-либо документе, о каком-либо экзамене, свидетельствующем об уровне знаний», — заявил он.
В ответ на заявление Клиха пресс-секретарь министерства обороны Польши Януш Сеймей заявил в интервью РАР, что в 2009 году Россия перестала высылать навигаторы несмотря на соответствующие обращения польской стороны. Соответствующее обращение было выслано до 10 апреля, когда президентский Ту-154 вылетел в Смоленск. Просьба предоставить навигатора была включена в письмо, в котором представлялись подробности предстоящего рейса. «Если бы мы отказались от российского навигатора, визит просто не состоялся бы», — заявил он. Заместитель министра иностранных дел Польши Яцек Найдер в июле 2010 года заявил, что 24 марта 36-ой полк обратился в посольство Польши с просьбой предоставить российского навигатора, однако руководство службы воздушного движение в официальном письме от 31 марта отказалось от услуг российского навигатора. Глава МИД Польши Радослав Сикорски говорил тогда, что Польша отказалась от соответствующих услуг, поскольку Россия «не могла или не хотела предоставить» такие услуги.