КИНОСТУДИЯ ПОЗДРАВЛЯЕТ ЛЕНИНГРАДЦЕВ С ДНЕМ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ!

«ЛЕНФИЛЬМ» ПОЗДРАВЛЯЕТ ВСЕХ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ЖИТЕЛЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА С 73-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ НАШЕГО ГОРОДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ. ЖЕЛАЕМ КАЖДОМУ ИЗ ВАС КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ. СПАСИБО ЗА ВАШУ СТОЙКОСТЬ И ГЕРОИЗМ! С ДНЕМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПОБЕДЫ!

Специально к этому дню мы хотим рассказать Вам о великих актерах нашего кино: кто-то защищал Ленинград на фронте, кто-то пережил все ужасы и тяготы блокады в осажденном городе.

Янина Жеймо

Янину иногда называют актрисой одной роли. Снималась она много, но в истории кино навсегда осталась Золушкой из одноименного фильма. Янина Болеславовна целый год прожила в блокадном городе. Актриса активно снималась в «Боевых сборниках» и агитационных фильмах. Днем она работала на киностудии, вечером и ночью дежурила на крышах города, гасила «зажигалки».

Ей многократно предлагали покинуть Ленинград на самолете, но она долго не соглашалась. «Это не по-товарищески», – говорила она. Ее дом был открыт для друзей, и многих спасали эти вечера. В своей большой ленинградской квартире Янина разместила многих, оставшихся без крыши над головой.

Когда она однажды вышла с концертным номером перед бойцами и ее спросили: «Зачем же Вы остались в Ленинграде?», она ответила: «Но ведь должен же кто-то защищать город!» Грянул хохот — но только внешняя сторона этого заявления (из-за миниатюрной внешности героини) могла показаться забавной.

Янина получала, как все, паек 125 грамм хлеба в сутки. Трудно представить маленькую хрупкую актрису в ватнике, тулупе, валенках, с винтовкой. Но так было. Она была зачислена в истребительный батальон, состояла в концертной бригаде «Ленфильма», выступала в госпиталях, парках. Вслух Янина шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело – я похудела».

Алиса Фрейндлих

Когда началась блокада, Алисе Бруновне было шесть лет. В 1941 году она пошла в школу. В начале войны их дом, находившийся в самом центре Ленинграда, попал в зону интенсивного обстрела, а зимой 41-го и вовсе был разрушен. Чтобы выжить, как вспоминает актриса, им с мамой и бабушкой приходилось варить столярный клей и заправлять его для вкуса горчицей, которую бережливая бабушка сохранила с довоенных времен.

«Главное впечатление моего детства – война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка, наконец, дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка – и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых – выжить, во-вторых – все, все запомнить.

Может быть, когда-нибудь напишу об этом… Вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке – видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита…» – рассказала Алиса Фрейндлих «Российской газете».

Сергей Филиппов

Бытует мнение, будто мужчина с маленьким кусочком хлеба из блокадного Ленинграда на известной фотографии – это и есть Сергей Филиппов. Но Филиппову на момент съемки было 29 лет, и он находился в Сталинабаде (Душанбе) — туда были эвакуированы все сотрудники «Театра комедии» во главе с Акимовым.
Тем не менее образ именно с этой фотографии Сергей Филиппов повторил в ленфильмовской киноэпопее «Блокада».

Юрий Никулин

В 1939 году Юрий Никулин был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. Демобилизоваться после срочной службы не успел: началась Великая Отечественная война. Он воевал в составе зенитной батареи под Сестрорецком. Дослужился до старшего сержанта, затем был переведен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. 12 августа 1943 года на батарее в торжественной обстановке ему была вручена медаль «За оборону Ленинграда».

«Первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто. Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемет. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное – нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок. Каждый раз, когда на моих глазах гибли товарищи, я всегда говорил себе: «Ведь это же мог быть и я» – рассказывал Юрий Никулин.

В январе 1944 года Юрий Никулин участвовал в снятии блокады Ленинграда: «Навсегда вошло в мою жизнь 14 января 1944 года — великое наступление, в результате которого наши войска сняли блокаду и отбросили фашистов от Ленинграда».

Весну 1945-го он встретил уже в Прибалтике – весть о Победе, как когда-то и сообщение о начале войны, пришла неожиданно:

«Никто не знал, как и чем выразить счастье. В воздух стреляли из автоматов, пистолетов, винтовок. Хотелось выпить. Но ни водки, ни спирта никто нигде достать не смог. Недалеко от нас стоял полуразвалившийся сарай. Поджечь его! Многим это решение пришло одновременно… Мы подожгли сарай и прыгали вокруг него как сумасшедшие».

На «Ленфильме» Юрий Владимирович сыграл в 1976 году в фильме «Двадцать дней без войны».