В Казани исторические памятники сносят на глазах у туристов

За период новогодних праздников столица Татарии лишилась сразу трех памятников культурного наследия.Пока казанская общественность праздновала, специалисты по уничтожению памятников работали

За период новогодних праздников столица Татарии лишилась сразу трех памятников культурного наследия.

Пока казанская общественность праздновала, специалисты по уничтожению памятников работали — в результате в историческом центре Казани были уничтожены дом Потехина на Чернышевского, дом Банарцева на Чёрном озере и один из домов причта за Богоявленской церковью. Как поясняют теперь чиновники Министерства культуры РТ, здания «давно считались аварийными и представляли угрозу для жизни горожан». Однако исторические здания до сих пор числятся в реестре охраняемых государством.

Выбранная тактика «без лишнего шума» должна была себя оправдать, но дала обратный эффект: снесенные дома находились на центральных улицах, по которым пролегают экскурсионные маршруты, а в новогодние каникулы Казань обычно бывает полна туристами. Поэтому многочисленные группы российских и иностранных гостей «третьей столицы России» с 3 по 9 января наблюдали, как бульдозеры и экскаваторы рушат памятники. В результате они увезли с собой впечатления о Казани, как о городе, в котором местные власти планомерно уничтожают культуру и историю.

По словам казанского экскурсовода Артура Абдрашитова, он вёл группу туристов по улице Баумана, когда заметил, что за Богоявленской церковью разрушают дом причта — памятник архитектуры 18 века. Здание ломали, очевидно, с целью расширения автостоянки для «Шаляпин Палас Отель». Несмотря на многочисленные судебные тяжбы, дом так и не был передан церкви, как не принадлежит ей пока и знаковая достопримечательность Казани — самая высокая в городе Богоявленская колокольня.

ИА REGNUM неоднократно сообщало о том, как в Казани уничтожается исторический облик. Схема действует старая, давно проверенная: дом выселяется, разрабатывается проект так называемых «противоаварийных мероприятий», ставится забор, устраивается поджог, затем экскаватор довершает начатое.

Судьба только что снесённых памятников похожа на десятки других. Уже более года от номеров купца Банарцева на улице Дзержинского оставался один только фасад. Здание уже пытались сравнять с землей около года назад, но тогда начала шуметь общественность — в результате городские чиновники и деятели Минкульта все же вспомнили про историческую ценность здания.

Купец Н.Ф. Банарцев, владелец крупного швейного производства, купил в 1880 году у вдовы купца М.Н. Арской участок и построил на нем в 1881 крупную для тех времен гостиницу (ул. Дзержинского, д. 13). Она выходила своим фасадом на городской сад «Черное озеро» и
1727
пользовалась популярностью у приезжих. Здесь дважды (в 1888 и 1895 гг.) останавливался писатель В.Г. Короленко, сотрудничавший с казанской газетой «Волжский вестник». В августе 1888 в номерах жил писатель Г.И. Успенский.

Дом Потехина на перекрёстке Чернышевского и Профсоюзной, построенный казанским архитектором Фомой Петонди в 1830 году, оказался в аварийном состоянии почти сразу после того, как из него выехала городская библиотека для слепых. Он стоит напротив здания ещё более печальной судьбы — гостиницы Казань, которую также не обходят туристические тропы, ведь это самый центр города.

Как рассказывает один из активистов-общественников Искэндэр Ясавеев, он только что проезжал мимо этих домов — там до сих пор работают экскаваторы. «Считаю, что общественность должна прореагировать. Лично я собираюсь выйти с одиночным пикетом к зданию Министерства культуры РТ», — сообщил Ясавеев.

По словам Фариды Забировой, заместителя председателя ТРО ВООПИиК РТ, 12 января пройдёт срочная встреча совета общества, на которой будут обсуждаться дальнейшие шаги. Однако, как показывает практика, реакция властей на выступления этой организации уже предсказуема. После акции 11 декабря всех пригласили за «круглый стол» для подробного, но ни к чему не обязывающего разговора о памятниках. В тот же день Забирова обратилась с заявлением в милицию с просьбой возбуждения уголовного дела по факту уничтожения двух исторических памятников.

В этой связи Фарида Забирова посоветовала «больше фотографировать старую Казань. Потому что только так мы теперь можем сберечь память о ней».