Сергей Минасян: В вопросе референдума Нагорный Карабах опередил Южный Судан

Политолог, глава департамента по науке Института Кавказа Сергей Минасян. Иллюстрация: oratert.com То, что происходит сегодня в Судане , отчасти схоже с положениями, которые содержатся в обще

Политолог, глава департамента по науке Института Кавказа Сергей Минасян. Иллюстрация: oratert.com Политолог, глава департамента по науке Института Кавказа Сергей Минасян. Иллюстрация: oratert.com

То, что происходит сегодня в Судане , отчасти схоже с положениями, которые содержатся в общей логике Мадридских принципов (документ, разработанный для разрешения нагорного-карабахского конфликта, — ИА REGNUM ). Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил глава департамента по науке Института Кавказа Сергей Минасян, комментируя начавшийся недельный референдум о независимости Южного Судана. По его словам, в Мадридских принципах речь идет о референдуме, как легитимизации факта отделения Карабаха от Азербайджана и признании его международным сообществом и самим Азербайджаном. Минасян считает, что о суданском прецеденте говорить не приходится, поскольку по многим аспектам непризнанные государства постсоветсткого пространства сами являлись прецедентами.

«Отчасти, Карабах сам является прецедентом даже для Косово. Но особенность суданского случая в том, что он был поддержан международным сообществом. Следовательно, в этом контексте следует говорить не о суданском прецеденте как таковом, а о прецеденте того, что международное сообщество само берет на себя функции по реализации прав народов на самоопределение», — отметил он.

Минасян напомнил, что те, кто твердили о том, что косовского прецедента нет и что Косово является исключением, сами понимали, что это не так. «Но после Косово, Абхазии и Южной Осетии никто уже всерьез не говорит, что Косово — исключение. Международное сообщество не только соглашается уже с той реальностью, которая существует в случае с непризнанными государствами, но и не приемлет иного, военного изменения того статуса-кво, который сохраняется в конфликтах», — отметил он.

По мнению Минасяна, процесс, который происходит сегодня в Судане, в контексте карабахского конфликта начался еще несколько лет назад: были предложены Мадридские принципы, одним из элементов которых является отложенный референдум. «Другое дело, что в той Конструкции, в которой они сегодня существуют — не реализуемы, потому что не решают конфликт, а переводят его в некую иную фазу. Элемент же референдума, в отношении карабахского конфликта был предложен еще в 2004 году, так что в этом контексте Карабах даже опередил Судан. Отличие лишь в том, что этот референдум должен быть не отложенным, как предполагают Мадридские принципы, а неотложным. В противном случае ничего из этого не выйдет», — заявил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , 9 января начался недельный референдум о независимости Южного Судана, то есть единстве или разделе Судана по конфессиональному признаку на Юг и Север. Газета The New York Times опубликовала стат
1388
ью президента США Барака Обамы , который отмечает, что «историческое голосование — это упражнение по долгосрочному самоопределению, и ключевая часть мирного договора от 2005 года, положившего конец гражданской войне в Судане».

«Не каждому поколению дается шанс перевернуть страницу истории и написать новую главу. Однако сегодня, после 50 лет гражданских войн, в которых погибло два миллиона человек, а число беженцев возросло на миллион, это возможность для народа южной части Судана», — пишет Барак Обама. «Успешное голосование станет поводом для торжества и вдохновляющим шагом вперед в долгом путешествии Африки к демократии и справедливости», — уверен он.