Авторы настоящей статьи не являются ни наемниками еврейского капитала (Четвертого еврейского Фининтерна, Интер-Алфа Групп или что там из этого капитала еще есть), ни, упаси Боже, сторонникам
Авторы настоящей статьи не являются ни наемниками еврейского капитала (Четвертого еврейского Фининтерна, Интер-Алфа Групп или что там из этого капитала еще есть), ни, упаси Боже, сторонниками сионистской идеи.
Просто историческая и интеллектуальна безграмотность людей выдвигающих украинские националистические лозунги сегодняшнего дня. И под этими лозунгами рассчитывающие повести людей на борьбу за власть в современной Украине. Рассчитывающие, как показали итоги последних выборов, не без оснований.
Украина для….
Что такое лозунг «Украина для украинцев», который так активно выдвигается националистическими украинскими организациями и их основным боевым отрядом, Всеукраинским объединением «Свобода»? Это разделение гражданского общества Украины по этническому признаку с дальнейшим обозначением титульной нации.
Все остальные превращаются в «национальные меньшинства», диапазон прав и обязанностей которых определяются степенью развития демократии и институтов гражданского общества в стране.
В Украине, стране с предельно малым количеством и демократии, и институтов, подобный лозунг неизбежно приводит к противопоставлению по линии «свой — чужой», причем «чужой» — это тоже гражданин Украины. Ничего нового: впервые этот метод был предложен известным германским политологом Карлом Шмидтом . В результате в Германии получился национал-социализм.
А иного получится и не может. И в политологии, и в социологии, и в государственном строительстве любое противопоставление ведет к конфликту. Потому что ради конфликта принцип «свой — чужой» и создан. Потому что легче всего создать «образ врага» именно из «чужого». И на этого «чужого» переложить ответственность за все беды страны, точнее — за ошибки элиты, которая эту страну возглавляет или возглавить сбирается. И призвать народ к репрессиям по отношению к этим «чужим». Особенно, если «чужие» — это инородцы, иной этнос. Их не жалко.
Правда, есть проблема. Этнос — штука тонкая. И доказать «титульность» некой нации очень сложно. Но это и не требуется. Главное — выдвинуть лозунг, разделить общество, сформировать не основе лозунга настроение части общества, показать ей «образ врага» и — «фас»!
Чем украинские националисты определяют права этнических украинцев как «титульной нации» страны. Сами придумывать ничего не будем, возьмем из программы ВО «Свобода». Итак, глава VI («Историческая справедливость»), статья 1:
Указать в Конституции Украины, что правопреемственность современного Украинского государства была начата еще в Киевской Руси , продолжена Галицко-Волынским княжеством, Казацкой Республикой периода Гетманщины, Украинской Народной Республикой, Западно-Украинской Народной Республикой, Карпатской Украины и Украинской Державой, восстановленной Актом 30 июня 1941 и что Независимая Украина возникла как следствие более трехсотлетней национально-освободительной борьбы украинцев.
5ea3
Исходя из прочтения этого требования к изменению Конституции Украины, можно сделать только один вывод: развивали территории и создавали государственность здесь этнические «украинцы». То есть, «украинцы» есть «народ, принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению». Все взятое в кавычки — это определение понятия «автохтон».
Об Украине, евреях и автохтонах.
Являются ли украинцы автохтонами Украины? Да, возможно. Но только ли они являются таковыми. Что бы ответить на этот вопрос, рассмотрим историю проживания на территории Украины таких не любимых «свободовцами» евреев.
Чистых этносов, кроме крохотных и эндогамных племен «коренных народов» (это — по-политкорректному, проще — аборигенов) не существует. Это доказал еще Миклухо-Маклай, большой знаток и этносов, и аборигенов. У многочисленных народов транзитных пространств суровая правда войны и неуемный сексуальный темперамент так или иначе, но кровь да попортят.
Евреи оказались мудры. Они национальную принадлежность определяют по женской линии («сын еврейки является евреем»). Если кто помнит Болеслава Пруса, то в его «Фараоне» фабула выстроена именно на этой коллизии: наследник трона Рамсес был уверен, что его сын от Сары, дочери Гидеона, это египтянин Сети, а оказалось — еврей Исаак. Такой подход дал евреям возможность рассматривать фактор постороннего мужчины (хоть насильника, хоть любовника) как, так или иначе, но незначительный. Что невозможно при прослеживании кровного родства по лини мужчины.
А для истории Украины это очень актуально. Территории современной украинской степи и лесостепи — это транзитный коридор, через который в течение 4-13 веков прокатывались регулярные волны великого переселения народов (о гуннов, до татаро-монгол). В условиях таких переселений, которые чаще всего принимали конфликтные формы, формирование этнических образований по мужской линии маловероятны, поскольку уж больно часто мужское население вырубалось под корень. В то время, как «национальная принадлежность по женской линии», практикуемая евреями позволяет осуществлять как фиксированную межгенерационную смену, так и трансляцию этнической памяти и этнической обрядности. Даже если дети женщин были «детьми войны».
Не так давно, в эпоху Юшенко, история современной украинской крови возводили то ли к трипольцам, то ли к мамонтам. Будем надеяться приступ этнического патриотизма (или этнической шизофрении) прошел. И размышления на тему исторического аборигенного населения территории современной Украины уже не будут рассматриваться как «преступление против нации». Тем более, что авторы вовсе не возражают против того тезиса, что в эпоху Киевской Руси (с которой начинается «правопреемственность современного Украинского государства» в трактовке «свободовской» программы) территорию современной Украины населяло некое «праукраинское» население. Оно же — «прарусское» и «прабелорусское».
Потому что даже самый краткий обзор неизбежно приводит к очень забавным выводам.
Еврейский шелковый путь
Вряд ли можно переоценить значение в средневековой Евразии такого феномена, как «Великий Шелковый Путь», караванной дороги связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем. Именно по этому пути шел основной поток денег континента. А тогда это были настоящие деньги: золото и серебро, а не странные современные эрзацы, типа доллара, евро, рубля или гривны.
Так вот, в 8 веке, примерно тогда, когда «готовилась к сложению» Киевская Русь, все западные трассы «Великого Шелкового» попали под контроль Арабского халифата. К счастью или к несчастью — сказать трудно: иначе это были бы китайцы. Однако поскольку в 751 году, в Таласской битве, на границе Казахствана и Киргизии, арабы разнесли китайскую армию, продвижение китайцев на Запад прекратилось, и контроль над «Великим Шелковым Путем» перешел к мусульманам. И евреям. Скорее даже — просто евреям.
Арабский географ Ибн Хордадбех в своём трактате «Книга путей и стран», датированном IX веком, описал маршруты еврейских купцов, которых он называл рахдонитами (от персидского «знающие дорогу»). Из описания ибн Хордадбеха следует, что рахдониты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая, обладая знаниями различных языков и поддерживая торговые фактории во многих городах. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая.
А один из маршрутов Великого Пути был таков: из Китая, через Среднюю Азию (Мавераннахр) и Хазарский каганат (о нем — чуть позже), через Киевскую Русь — и далее — в Центральную Европу. Вероятнее всего, этот маршрут был не самым неудобным, поскольку средневековая французская литература знает понятие «русский шелк». Хотя в Россию шелкопряд был завезен только в XVIII веке. Следовательно, шелк был китайский.
Сейчас не время рассуждать, почему именно евреи взяли под контроль шелковый путь. Может потому, что не участвовали ни в Таласской битве, ни в битве при Пуатье (732 год), где «прафранцузы» разнесли по кочкам испанских арабов и прекратили продвижение мусульман в Европу? Во всяком случае, именно евреи могли «без обид» говорить и с китайцами, и с арабами, и с христианами.
Не будем рассматривать «предания старины глубокой» и доказывать, что евреи были и доказывать, что евреи были и до Рождества Христова . Важно другое. Уже в дохристианский период (с VIII века), на территории будущей Киевской Руси, происходило постоянное неконфликтное увеличение численности еврейского населения, в первую очередь торговцев. А торговцы не могут не оставлять своих факторий. И уж, конечно, к своим шелкам и деньгам евреи не подпустили бы иноверцев-гоев. Следовательно — еврейское население не могло не оседать на территории современной Украины.
Как на Руси писать начали
И приносить сюда очень много полезного. Слов нет: и летописи, и памятники духовной культуры, и былины — это могучий духовный пласт славянской культары. Но будем честными! Самый древний, происходящий из Киева, рукописный текст — это не они, а знаменитое «Киевское письмо» из Каирской генизы (места хранения содержащих имя Бога пергаментов). А ведь это не договор, не поэма, не завещание! Это — обычное рекомендательное письмо, на еврейском языке, написанное квадратным еврейским шрифтом, на имя некого Яакову Бен Ханукки, выданное иудейской общиной Киева, для предъявления в других иудейских общинах. Которого «послали его по святым общинам, чтобы они могли оказать милость ему» (строки 16-17). То есть — ординарный документ, который «мы, община Киева» (строка 8) продуцировала, наверняка, сотнями. Датируется это письмо IX-X веком.
До появления первого, собственно русского произведения духовной литературы Киевской Руси, оставалось еще не менее 100 лет. Правда, и это, первое произведение, написал второй епископ новгородский с характерным именем «Лука Жидята».
«Торговый» приток еврейского населения не прекращался в течение всего периода Киевской Руси. Из европейских источников известен торговый «путь рузариев», от Киева до Регенсбурга в Германии. «Рузариями», судя по всему, были тоже евреи.
Хотя можно говорить не только о торговцах. Территории восточнославянских племен долгов время находились под политическим контролем евреев. Точнее — хазар.
Нет, сами хазары — это тюркоязычный кочевой народ, первоначально в Предкавказье. Но вот созданный ими в VII веке Хазарский каганат, уже через сто лет, контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовья, восточную часть Крыма. А также восточнославянские племена полян, северян, радимичей и вятичей.
Создали-то Хазарский каганат тюрки, но управляли им, последние 160 лет его существования, евреи. Там сложилась очень забавная ситуация, которую можно было бы назвать «двоевластием». Номинально во главе страны стоял исповедовавший иудаизм каган из древнего тюркского рода Ашина. Но его власть была номинальной: фактически страной правил царь (бек) еврейского происхождения.
Именно их власти подчинялись славянские племена до тех пор, пока их не освободили Русы. То ли скандинавские, то ли балтские Рюриковичи. Хотя «освободили» — это слишком сильно сказано. Летописи свидетельствуют, что до времени правления в Киеве княгини Ольги, размер дани со славянских племен зависел от аппетитов князя. «Я возвращусь и похожу еще» — всегда мог сказать князь. Ольгин муж, князь Игорь, в 945 году, так и сказал и вторично пошел рэкетировать древлян. За что и был ими убит.
Хазары же установили единый размер дани: «Хазарам — по щелягу с сохи даем» — так ответили вятичи князю Святославу в 964 году. Шеляг, кстати, это еврейский «сикль», «шекель» (14 грамм серебра). Кто мудрее обирал славян: варяги или хазары — каждый решает сам. С точки зрения «сухой политологии» фиксированный налог — это государственный институт, неупорядоченный сбор дани — криминальный грабеж.
Кстати, о государственном институте. Первый известный аппарат государственной власти в Киеве, похоже, тоже был создан хазарами (считай — евреями). Дело в том, что то самое «Киевском письме», обнаруженное в каирской генизе, завизировано. Последнее слово письма, написанное тюркскими рунами на хазарском языке, означает «я прочел». Кто мог поставить такую визу и где. Очевидно, только в самом Киеве и только хазарский наместник. А «наместничество» — это уже государственный институт.
Евреи в Киеве: воины, купцы, ворота…..
Когда Рюриковичи прогнали из Киева хазарскую власть и разгромили Хазарский Каганат, это ничего не изменило в положении основной массы евреев в Киеве. Они там остались, и осталось их достаточно много. Из летописей известно, что в Киеве было два особых квартала, один из которых назывался «Козары», а другой — «Жидове». Возле второго квартала находились одни из ворот города — Жидовские, которые упоминаются в летописной записи 1151 года: защищая Киев от половцев, «Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими вороты». Причем возможно, что в отрядах и Изяслава и Ростислава были и еврейские воины. В киеворусских источниках порой упоминаются воины, которых называют «жидове козарские» — вроде богатыря Михаилы Козарина. Обратите внимание — воины. Не ростовщики, не купцы, а боевые побратимы Ильи и Добрыни.
Но даже не это является основным доказательством значительной роли евреев в Древнем Киеве. В летописном известии о народном восстании в Киеве, в 1113 году читаем: «Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев».
Это был первый еврейский погром на территории современной Украины. А надо отдавать себе отчет: «громят» обычно только элиту. Тех, кто имеет значение: хоть финансовое, хоть политическое. Маргиналов обычно уничтожают так, «волей правителя»: «И, придя в Киев, Мстислав перебил киевлян, числом 70 человек, а других ослепил, а иных без вины умертвил, без следствия» (летопись за 1069 год).
Из всего, описанного выше, вывод прост и неприятен, особенно для украинских националистов: в составе населения Киевской Руси еврейский компонент не просто существовал, а был государственно-образующим элементом. И существовало это население на этих территориях задолго до становления того государства, правопреемником которого программа ВО «Свобода» называет Украину.
Следовательно, евреи — автохтоны на этой территории, принадлежащие ей по происхождению. Короче — местные.
Может быть, даже более местные, чем современные украинцы. Потому что монголо-татарское нашествие практически прекратило жизнь на территории современной Украины.
Все бегут, евреи остаются
Древнерусское население на территории большей части современной Украины было вырезано монголо-татарами. В 1245 году Плано дель Карпини, папский посол к монгольскому хану писал в своей «Истории Монголов»: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве». Если спустя пять лет после нашествия некому было похоронить покойников — это означает, что резня была очень знатная. Да и последующие пять лет покоя не было. Тот же Карпини вспоминал, как они «ехали постоянно в смертельной опасности из-за Литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии… и так как большая часть людей Руссии была перебита Татарами или отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильное сопротивление». Поэтому и бежали с тех земель все, кто мог.
Бежал, например, киевский боярин Нестер и его сын Родион. Они ушли к московскому князю Ивану Калите , причем не одни, а, по свидетельству Соборной летописи, с дружиной в 1 700 человек. Кстати, именно благодаря Родиону Нестеровичу Москва смогла взять под контроль Переяславль Залесский и Волок Ламский. За что и получил для поселения место вблизи города и название «Киевцы» долгое время сохраняла местность на берегу реки Москвы близ нынешней Остоженки и Крымского моста.
Бежали и на запад, туда, где Даниилу Галицкому удалось сохранить, пусть потрепанным, но не побежденным, свое Галицкое княжество-королевство. Бежали все, кто мог, даже церковные первоиерархи. Уже Кирилл III, митрополит Киевский и всея Руси в 1242-1281 годах, большую часть времени проводил не на рабочем месте в Киеве, а во Владимире-на-Клязьме. Или в Переяславле Залесском, где и умер.
Его же наследник, митрополит Максим, измученный татарской опасностью, вообще перенес кафедру: сначала в Брянск, затем в Суздаль, в затем и во Владимир на Клязьме, где и осел под крылом тверского князя Михаила.
Но что интересно. Нам нигде не удалось найти свидетельств еврейской миграции из Поднепровья: что на запад, что на восток. Вывод может быть только один: евреи остались. Часть, конечно, погибла, но великая способность еврейского племени к выживанию, его финансовые ресурсы — да помноженные на любовь татарских вождей к подношениям и подаркам (тоже отмеченная Плано Карпини) позволяет предположить, что большинство выжило.
Тем более, что, как мы уже отметили выше, в условиях страшной резни монгольского нашествия проще всего сохранить этническую автохтонную традицию и межгенерационный обмен было тем, кто вел кровное наследование по материнской линии. Ведь мужчин просто истребляли.
Есть еще один момент, который позволяет предположить сохранение значительного еврейского компонента в составе населения Днестро-Днепровского междуречья в середине XIII века. Пятый правитель Улуса Джучи, под властью которого находилась Украина, хан Берке (1257-1266) обратился в ислам. Не в иудаизм, конечно, но для евреев и это было за счастье. Дело в том, что до возникновения в XX веке государства Израиль, мусульмане, в том числе и татарские Чангизиды, относились к евреям очень лояльно. Потомки Чангиз-хана, крымские Гераи, отдали караимам (по одной из версий — крымский еврейский этникос) самое дорогое, что может быть у любого правителя — кошелек (казна крымских ханов хранилась в караимской горной крепости Чуфут-Кале).
Это не удивительно. Мусульмане и евреи очень четко осознают свою схожесть, как единственных монотеистов в безбрежном море язычества. Христиане не в счет, у них Троица (три Бога). Да и с обрядовой точки зрения евреи и мусульмане это почти одно и тоже: обрезанные противники свиней. Поэтому многовековое исламское политическое доминирование на территории Украины, с нашей точки зрения, было стимулом к сохранению и развитию еврейской общины.
А христиане на эти земли массово начали возвращаться несколько позже, когда ослаб Улус-Джучи, когда усилилось Великие Литовское и Московское княжества, когда поляки задавили зародыш православной государственности на Западе современной Украины (Галицкое королевство). Территория Поднепровья (центр Киевской Руси) на долгие десятилетия стало «зоной франтира», полем постоянного боя, цивилизаций, религий и государств.
Но в зоне фронтира никогда не бывает единого свода правовых норм. Основная норма — право силы.
Вот поэтому дальнейшее демографическое развитие региона было сложным, неоднозначным, противоречивым.
А что было потом?…..
Мы не ставим себе целью показать процесс еврейско-украино-польско-греко-русско-молдавского и прочего сосуществования на протяжении последующих веков. Этот вопрос потребует более детального изыскания, а значит, не журналистского формата.
В тезисном изложении, авторы видят продолжение таким образом:
1.
Переход Украины в качество «Восточных Кресов» Польского Королевства, повлекли за собой увеличение еврейского населения, за счет переселения их родичей с территории Польши, Германии и других стран. В тоже время происходит заселение этих территорий славянским и тюркским элементом, который представлял собой маргинез Литовского, Польского, Крымского, Турецкого и Русского государств. Ярким примером маргинальной не этнической, но религиозной интеграции является легендарная Запородская Сечь, правоприемниками которой считают себя идеологи украинского моноэтнического государства.
2.
На этапе 15-17 веков евреи заняли привилегированное социальное положение, являясь особами, приближенными к латифундистской польско-литовской аристократии, поскольку служили им в качестве арендаторов. Привилегированное положение евреев становилось причиной постоянных еврейских погромов, с которых начиналось любое национально-освободительное украинское движение. Если принять нашу версию о маргинальном фронтире, то перманентную антиеврейскую агрессию можно рассматривать как вариант истребления аборигенов колонизаторами, характерный для истории Европы того времени.
3.
С переходом Восточной Украины под юрисдикцию России, формат существования автохтонного населения в Украине был стабилизирован, и в окончательном виде выразился в создании «черты оседлости».
4.
Особо следует отметить значение еврейской культурной Украины в мировой культурной традиции. Пока в 17-18 веках украинцы резали друг друга и своих соседей, евреи создавали философские школы (Якоб Лейба Франк, Исраэль бэн Элезар, Бааль Шем Тов, цадик Нахман и другие).
5.
Не исключено, что негативное отношение украинцев к евреям является ментальной памятью колонизатора по отношению к аборигену. Отсюда и происходят еврейские погромы начала 20 века и активное участие украинцев в уничтожении евреев во время Второй Мировой войны . Это вполне естественный формат этнической зачистки территории, затянувшейся на столетия.
Но все это «Тезисы для дискуссии». Настоящей же статьей авторы пытались доказать, что еврейское население на территории Украины является таким же автохтонным, как и другие этнические группы, в том числе и славянское, и то, которое с XIX века принято называть украинским.
На этом фоне хочется порекомендовать творцам, создающим лозунги «Украина для украинцев», что иные лозунги имеют не меньшее, а даже большее историческое право на существование. Это «Украина для евреев», «Украина для греков» (появились на нашей территории в VIIв. до н.э.), «Украина для германцев» (появились в III в. н.э.), «Украина для тюрок» (появились в IV в. н.э.) и для многих других.